[ · · · · ]
Страница 2 из 3«123»
Форум » Графика » Photoshop » Adobe Photoshop CS 8
Adobe Photoshop CS 8
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:20 | Сообщение # 26
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Практическое сканирование

Первые шаги

С технической точки зрения процесс сканирования - это несложная процедура. Многие современные бытовые приборы имеют намного более развитые средства управления и громоздкие правила эксплуатации. Так, чтобы освоить стиральную машину с программным управлением или кухонный комбайн, требуется проштудировать многостраничную инструкцию. Для успешного начала работы на планшетном сканере достаточно одной демонстрации.
Основные положения
Типовая процедура оцифровки на планшетном сканере включает в себя следующие операции:
подготовка прибора;
размещение оригинала;
запуск программы, управляющей сканированием;
выбор параметров оцифровки;
запуск процесса оцифровки;
сохранение результатов.

Посреднические функции между оператором и сканером выполняет специально разработанная программа, которая преобразует установки пользователя в низкоуровневые команды, управляющие работой прибора. Эти программные средства привязаны к марке оборудования и, совпадая по основным возможностям, различаются своим оформлением, названием интерфейсных элементов и другими второстепенными деталями.
Существуют программы управления, которые могут работать автономно, не требуя погружения в среду внешнего графического приложения. Как правило, они включают в свой состав средства редактирования изображений, поскольку трудно представить себе ситуацию, когда в результате оцифровки получается идеальный вариант изображения, не требующий дальнейшей обработки. Автономные программы управления достаточно редки, а большинство таких средств запускается из внешнего редактора.
Существуют различные способы запуска процедуры сканирования. Приведем несколько типичных названий: Import, Acquire, Acquire Image, TWAIN; все они, как правило, располагаются в разделе File главного меню.
Подготовительные мероприятия
Перед началом работы со сканером требуется выполнить необходимые подготовительные мероприятия. Их номенклатура достаточно широка и зависит от типа оригинала, свойств оцифровывающего оборудования, качества результата и пр. В число обязательных для каждой сессии сканирования входят:

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:21 | Сообщение # 27
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Прогрев прибора. Чтобы сканер вышел на свои штатные характеристики, следует перед началом работы подержать его включенным 10-15 минут.
Очистка стекла. По своей технологии эта немудреная, на первый взгляд, операция в корне отличается от обработки стеклянной посуды и оконного стекла. Не рекомендуется использовать для этой цели бумагу, ветошь и другие привычные средства очистки. Рынок предлагает множество специальных средств, предназначенных для очистки от загрязнений высококачественных оптических приборов и компьютерной периферии. В крайнем случае можно воспользоваться одноразовыми салфетками, предназначенными для обработки экранов компьютерных мониторов.
Очистка оригинала. Эта операция еще более ответственная, чем удаление загрязнений с прозрачного стола сканера. Понятно, что излишнее рвение или неправильно выбранные химикаты способны безвозвратно испортить образец. Промышленность выпускает специальные наборы чистящих средств, предназначенные для обработки оригиналов разного качества и природы. Эти наборы являются специализированными- средства очистки фотографий не годятся для обработки слайдов и наоборот.

Техника сканирования
Рассмотрим основные операции на примере программы VistaScan, различные версии которой поставляются вместе со многими моделями сканеров фирмы Umax- одного из самых уважаемых производителей цифрового оборудования в мире. Для запуска этой программы из Photoshop требуется выполнить команду главного меню File => Import => VistaScan.
Программа предлагает два режима работы - Beginner (Начинающий) и Advanced (Экспертный). Первый предназначен для новичков и не требует абсолютно никаких знаний из области растровой графики. Для запуска процедуры сканирования требуется всего лишь задать область обработки и выбрать тип оригинала.
Второй режим ориентирован на искушенных пользователей и пользователей, заинтересованных в получении результата высокого качества. Рассмотрим типовую последовательность операций в режиме Advanced

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:21 | Сообщение # 28
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Расположить оригинал на стекле сканера. Обычно он должен занимать позицию «лицом вниз», но бывают и исключения. В большинстве случаев лучше положить оригинал широкой стороной вдоль каретки (линейки светочувствительных элементов). Это позволит с максимальной эффективностью использовать оптические свойства прибора и сократить время сканирования.
Тщательно выровнять оригинал. Целесообразно сделать это до сканирования, поскольку повороты оцифрованной версии программными средствами всегда вносят дополнительные искажения и слегка размывают изображение.
Закрыть крышку сканера. Запустить программу управления сканированием.
Активизировать процедуру предварительного просмотра. Обычно средства ее запуска (кнопки или команды) называются Preview или Prescan. Сканер с высокой скоростью и низким разрешением обработает всю рабочую область и передаст программе эскиз оригинала.
Нет никакого смысла сканировать пустое пространство, поэтому требуется точно указать размеры обрабатываемой области. Кажется, что эта простая операция влияет только на размеры графического файла. Это распространенное мнение не подтверждается анализом. Во-первых, заданные при сканировании размеры принимаются по умолчанию в качестве габаритов печатного оттиска. Во-вторых, некоторые сканеры выполняют на лету автоматическую настройку тонового баланса (подробнее об этой операции говорится в главе, посвященной тоновой коррекции). Понятно, что размеры области сканирования могут повлиять на выбор опорных точек, а значит, и на результат коррекции. С технической точки зрения это элементарная операция, которая выполняется одинаково во всех программах данного типа. Требуется активизировать инструмент выделения (Select, Marquee и пр.) и очертить им точные границы области сканирования.
Выбрать параметры сканирования: разрешение, цветовую модель, коэффициент масштабирования. Эта тривиальная задача, если речь идет о пополнении домашнего альбома, становится непростой задачей в том случае, когда требуется получить скан максимального качества. В следующих разделах данной главы рассматриваются рекомендации по выбору рациональных значений разрешения и советы по технике сканирования в разных ситуациях.
Принять решение о необходимости фильтрации изображения на стадии сканирования. Многие программы сканирования могут обработать изображение определенными фильтрами, например фильтрами размытия или повышения резкости. Если оригинал представляет собой печатный образец, журнальную иллюстрацию или книжную репродукцию, то становится вероятным появление муара. Он проявляется в виде повторяющегося рисунка или регулярной сетки паразитного происхождения, которые отсутствовали в оригинале. Многие программы сканирования располагают средствами для удаления муара на стадии оцифровки. Обычно эта команда и средства ее вызова называются Descreen. Все перечисленные операции намного удобнее реализовать средствами растрового редактора, например Photoshop. Фильтрация на стадии сканирования - это работа вслепую с некоторыми усредненными установками. Редактор дает возможность выбора параметров обработки. Не следует забывать, что отмену и повторную фильтрацию с измененными параметрами намного проще выполнить средствами растрового редактора.
Запустить процедуру сканирования щелчком по кнопке Scan.
Спустя некоторое время, длительность которого зависит от свойств прибора и параметров сканирования, в редактор будет загружен оцифрованный оригинал.
Задать для скана выразительное запоминающееся имя и сохранить его в выбранной папке файловой системы.
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:22 | Сообщение # 29
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Выбор разрешения

Любое человеческое сообщество, устойчивый кворум, сложившийся социальный организм обладают некоторой относительно стабильной «повесткой дня» - набором дискутируемых тем, привлекающих внимание всех членов неформального коллектива. Таково поведение спортивных болельщиков, коллекционеров любого сорта, членов политических тусовок, фанатов эстрадных звезд и т. п.
Схожее поведение демонстрирует виртуальная общность людей, объединенная по признаку владения персональным компьютером. Чтобы убедиться в этом, не требуется проводить социологических измерений или устраивать опрос общественного мнения. Достаточно ознакомиться с темами и содержанием популярных интернетовских форумов. В любой телеконференции, посвященной эксплуатации компьютерной периферии, выбору разрешения сканирования отведена одна из самых представительных веток.
Сканирование с низкими установками разрешения не способно дать оригинал высокого качества. Этот тезис очевиден и не требует специальных доказательств. Некоторые пользователи, не испытывая глубокой рефлексии о правильности своего решения, обрабатывают оригиналы любого типа с максимальными установками, доступными для сканера. По их представлениям разрешения много не бывает, избыточные данные, полученные сканером, будут просто отброшены конечным устройством вывода: принтером или монитором. Убедительное обоснование ошибочности таких представлений приведено в книге Д. Маргулиса «Photoshop для профессионалов». Не будем повторять его аргументов, упомянем лишь о проблеме памяти.
Ранее приводились расчеты, показывающие высокую скорость объема графического файла с ростом разрешения. Если оцифровать полноцветное изображение в четверть печатного листа с разрешением 600 dpi, то получится файл объемом примерно 25 мегабайт. При увеличении формата и разрешения размеры графических данных будут быстро увеличиваться. Современные сканеры разрешают обрабатывать оригиналы с разрешением 1200 dpi и много больше. В этом случае счет идет уже на многие сотни мегабайт. Обработка файлов такого объема - задача, разрешимая только для персональных компьютеров самого высокого класса. Ее выполнение потребует монопольного владения ресурсами компьютера и приведет к значительной перегрузке всех компонентов вычислительной системы. Работа в таком режиме часто вызывает сбои технического обеспечения и зависания машины. Зачем платить такую цену, заведомо зная, что большая часть данных - это балласт, «пустая порода», которая не влияет на качество результата.
Выбрать лучшее разрешение сканирования - это непростая задача. Пока не существует точного алгоритма для ее решения. Практика сканирования велика, но лишь малая ее толика полностью документирована и тем более формализована. Большая часть опыта оцифровки существует в виде советов, рекомендаций - словом, в форме, которую в информатике принято называть эвристикой.
Эту задачу удобнее решать с конца. Чтобы выбрать оптимальное разрешение сканирования, требуется дать ясные ответы на следующие вопросы:
Для какого типа выводного устройства предназначен сканируемый оригинал? Цветной монитор, струйный принтер, печатный станок, фотопринтер - устройства с совершенно разными принципами действия и технологией визуализации. Понятно, что для каждого из них оптимальное разрешение лежит в своем диапазоне значений.
Каковы будут истинные размеры оригинала? Если после оцифровки изображение предполагается увеличивать, то разрешение сканирования должно возрасти относительно той нормы, которую задает тип выводного устройства. Оказывает влияние и множество других факторов: сорт бумаги и ее покрытие, качество печати, цветовая модель оригинала, наличие текстовых фрагментов и пр.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:22 | Сообщение # 30
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Масштабирование печатного оттиска
Во многих случаях размеры исходного оригинала и его печатной версии могут не совпадать. Необходимость масштабирования объясняется причинами самого разнообразного свойства. Это могут быть прямые требования заказчика или условия, вторые предъявляет к изображению компоновка оригинал-макета.
Пусть имеется оригинал размером 4*х4 дюйма, который оцифровывается с разрешением 100 dpi. Несложный расчет показывает, что сканирование даст цифровое изображение, состоящее из 400*400 точек. Если отпечатать его с разрешением 100 dpi, то получится печатный оттиск, размеры которого совпадают с габаритами исходного объекта. С методической точки зрения следовало бы выразиться иначе. Печать экранной версии с сохранением ее исходных размеров требует выбора разрешения принтера, равного 100dpi.
Что произойдет, если количество точек цифрового изображения оставить неизменным, а размеры печатного оттиска увеличить? Изображение 8*8 дюймов будет отпечатано с разрешением 50 dpi, габариты 16*16 потребуют еще меньшего разрешения, равного 25 dpi.
Для того чтобы уловить тенденцию, не требуется множить выкладки и приводить громоздкие числовые таблицы. Увеличение печатного оттиска экранной версии приводит к потере качества отпечатанного изображения. Если при небольшом масштабировании деградацией качества картинки можно пренебречь, то при значительном увеличении размеров эта тенденция становится необратимой.
Предотвратить потерю качества при масштабировании печатного оттиска можно за счет увеличения числа пикселов цифрового изображения. Это значит, что оригиналы, которые предполагается увеличивать при печати, должны оцифровываться с некоторым запасом, рассчитанным на будущее масштабирование.
Предположим, что известно оптимальное разрешение печати, которое требуется в данной ситуации. Определение этого числа - сложная задача, требующая учета множества факторов. Будем считать, что для нашего гипотетического случая она успешно решена. В этом случае плотность оцифровки оригинала можно найти по формуле:
Разрешение сканирования = Разрешение печати * Коэффициент масштабирования,
где коэффициент масштабирования подсчитывается по следующей формуле:
Коэффициент масштабирования = Размеры печатного оттиска / Размеры оригинала.
Поправочный коэффициент на масштабирование надо учитывать в любых расчетах разрешения, независимо от типа печатного устройства и вида оригинала.
Проблему расчета необходимой поправки на изменение размеров можно возложить на программу, которая управляет работой сканирующего устройства. Любое программное средство этого типа способно учитывать будущее масштабирование печатного оттиска на стадии сканирования. Для этого необходимо просто ввести требуемый коэффициент масштабирования, оставив разрешение сканирования без изменений. Все необходимые пересчеты программа выполнит самостоятельно.
В следующей таблице показаны разные варианты получения числовых данных, достаточных для генерации печатной копии заданных размеров и качества.
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:23 | Сообщение # 31
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
В первом случае разрешение сканирования и печати совпадает, что при отсутствии масштабирования дает оттиск, размеры которого полностью совпадают с исходными. Установки второго варианта получены с использованием формулы расчета разрешения сканирования, учитывающей поправочный коэффициент на масштабирование. Разрешение печати принимается по умолчанию равным разрешению сканирования, что сохраняет размеры оригинала при выводе на печать. На первый взгляд нет никаких изменений по сравнению с первым вариантом, но увеличенное количество точек позволяет отпечатать изображение с разрешением 100 dpi. Это позволит получить твердую копию нужных размеров.
Наконец, в третьей строке таблицы приведен расчет, который выполнит программа управления сканированием при масштабировании в 200 %.
Каким образом программа управления сканером реализует запрос на масштабирование? Она увеличивает фактическое разрешение сканирования таким образом, чтобы полученного количества пикселов было достаточно для качественной печати масштабированного изображения. Этот вывод подтверждает и сравнение первого и третьего вариантов таблицы. Если пользователем задано разрешение сканирования 100 dpi и увеличение на 200 %, то оригинал будет обработан с фактическим разрешением 200 dpi. Это и даст искомые 800*800 точек, которые требуются для печати с увеличением.
С технической точки зрения оба способа обеспечения масштабирования (явное увеличение разрешения и установка коэффициента масштабирования) совершенно равноправны и влекут за собой одинаковые последствия. Небольшой перевес з пользу первого способа дает следующее соображение. Когда пользователь задает коэффициент масштабирования, он не держит под контролем фактическое разрешение сканирования, которое может превысить порог оптического разрешения. Если разрешение сканирования вычисляется явным образом, с поправкой на масштабирование, то результат проще проконтролировать.

Важно! Разрешение печати и разрешение принтера - это связанные, но неэквивалентные понятия. Созвучие и видимая семантическая близость этих терминов часто являются причиной их отождествления. Очень важно понимать, что это связанные, но неэквивалентные понятия. Разрешение, печати представляет собой коэффициент пересчета количества точек цифрового изображения в фактические размеры печатного оттиска. Это число не связано с маркой и типом печатающего устройства. Именно такое число показывает Photoshop в левой части статусной строки и в разделе Resolution (Разрешение) диалоговых окон New (Новый) и Image Size (Размер изображения). Чтобы исключить малейшую возможность путаницы, в некоторых изданиях по компьютерной графике его называют выходным разрешением, а разрешение сканирования - входным. Разрешение принтера - это техническая характеристика печатающего устройства. Это самостоятельный параметр, но для получения высокого качества печати его следует выбирать на основе значений выходного разрешения изображения.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:24 | Сообщение # 32
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Выбор разрешения для офсетной печати
Современная индустрия печати располагает целой армией самых разных устройств для получения печатного оттиска. Они отличаются конструкцией, производительностью, качеством печати, физическими принципами действия. На одном фланге располагаются профессиональные высокопроизводительные печатные машины и фотонаборные автоматы, другой занимают настольные офисные и домашние принтеры. Получили распространение специальные устройства для печати на небумажных материалах: пленках, тканях, полимерах и т. п.
По базовым принципам получения оттиска все печатающие устройства можно разделить на два класса: устройства с непрерывной передачей тона и устройства, выполняющие полутоновое растрирование. Принципы печати с непрерывной передачей тона исследованы достаточно давно, но долгое время это направление в полиграфии почти не развивалось. Только в наше время эти устройства стали занимать заметную долю рынка печатающего оборудования. Большинство находящихся в обращении печатающих устройств, от офсетных печатающих машин до простейших струйных принтеров, используют принципы полутонового растрирования.
Если печать по принципу непрерывной передачи тона можно сравнить с работой малярного валика или краскопультом, то устройства, использующие полутоновое растрирование, имеют в своем арсенале только кисточку-нулевку и скромную палитру не более чем из четырех красок.
Полутоновое растрирование - это способ имитации оттенков отдельными точками краски или тонера. По многим параметрам человеческий глаз представляет собой непревзойденную оптическую систему, но его разрешение весьма ограниченно. Поэтому множество отдельных точек небольшого размера воспринимается глазом на некотором отдалении в виде однородного поля. Яркость поля зависит от степени заполнения его точками краски. Чем меньше точек красителя нанесено на бумагу, тем более светлым кажется тон или краска. Эта психофизическая особенность человеческого зрения используется в устройствах с полутоновым растрированием для передачи градаций яркости и цвета. Рассмотрим принципы полутонового растрирования на примере изображений в градациях серого.
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:25 | Сообщение # 33
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Печатающее устройство наносит на бумагу точки краски или тонера и располагает их в узлах регулярной прямоугольной сетки, которую иногда называют Физическим растром. Будем называть их печатными точками. Если запечатать -границу сплошным черным цветом и рассмотреть изображение через увеличительное стекло, то регулярная сетка печатных точек будет видна отчетливо. Расстояние между печатными точками зависит от разрешающей способности устройства и размеров точек. Разрешающую способность (разрешение) печатающего устройства-печатного станка или принтера - принято измерять в точках на дюйм (dot per inch, dpi). Чем выше разрешение, тем ближе точки располагаются друг к другу и, следовательно, тем более тонкие детали изображения передаются при печати. Современные струйные и лазерные принтеры имеют разрешение от 300 до 4800 точек на дюйм. Еще более высоким может быть разрешение профессионального полиграфического оборудования.
Соседние точки физической сетки печатающего устройства объединяются в прямоугольники, которые называются полутоновыми ячейками (halftone cells). Из полутоновых ячеек образуется еще одна сетка, именуемая линейным растром (Jine screen). Линейный растр - это просто способ логической организации физического растра
При выводе на печать пикселы изображения представляются полутоновыми ячейками, а не точками физического растра печатающего устройства. Меняя заполнение полутоновых ячеек печатными точками, можно имитировать градации яркости пикселов изображения. Обычно ячейки заполняются в радиальном направлении- от центра к периферии. Печатные точки могут образовывать различные фигуры, чаще всего это круги, эллипсы или квадраты.
Частота линейного растра, или количество полутоновых ячеек на единицу длины, называется линиатурой и измеряется в линиях на дюйм (line per inch, Ipi). Например, линиатура в 100 линий на дюйм (100 Ipi) означает, что печатающее устройство может сформировать 100 полутоновых ячеек на один дюйм. Линиатура - это один из самых важных параметров процесса печати, поскольку от него в значительной степени зависит качество отпечатанной графики и текста.
Принято считать, что с повышением линиатуры растет качество изображений, и они становятся четче и плотнее. Это утверждение справедливо, как любят говорить представители точных наук, «при прочих равных условиях». Качество печати будет расти, если изображение дает для этого основания, т. е. если оно содержит информацию, которая могла бы быть потеряна при печати с низкой линиатурой. Уловистость невода, конечно, зависит от размера ячейки. Но если в водоеме водится только крупная рыба, то процеживание его частиком - сеточным полотном с мелкой ячейкой -улова не прибавит.
Еще одна важная характеристика печати - это размеры полутоновой ячейки. От размеров ячейки зависит количество оттенков или градаций серого, которые можно получить при печати. Пусть, например, полутоновая ячейка имеет размеры 8*8 печатных точек. Тогда с ее помощью можно воспроизвести 64 оттенка серого цвета, от светло-серого, когда в ячейку заносится только одна печатная точка, до черного, для передачи которого требуется заполнить все точки ячейки. Ячейка со стороной, равной 16, может передать 16*16 = 256 оттенков серого цвета. Человеческий глаз воспринимает около двухсот градаций серого. Печать изображения, богатого тонами, при помощи ячейки маленьких размеров может привести к обеднению тонового диапазона печатного оттиска, к появлению различимых границ и пятен, которые отсутствовали в оригинале. Изображения с обедненным тоновым диапазоном называются постеризованными. Иногда постеризацию применяют намеренно, как специальный эффект для достижения определенных художественных целей.
Кажется, что рецепт качественной печати прост. Чтобы обеспечить точность и корректную передачу тонов, следует выбрать достаточно большие значения линиатуры и размеров полутоновой ячейки. Однако, все не так просто. Линиатура и размеры ячейки конфликтуют между собой «в борьбе за господство» над физическим растром печатающего устройства (см. рис. 1.9). В самом деле, увеличение размеров ячейки приводит к уменьшению частоты линейного растра. И наоборот, увеличение количества линий растра приводит к сокращению полутоновой ячейки.
Связь между линиатурой и длиной стороны полутоновой ячейки выражается следующей формулой:
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:25 | Сообщение # 34
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Размер ячейки = (Физическое разрешение печатающего устройства/Линиатура). Из этого выражения легко найти соотношение между количеством оттенков серого и линиатурой растра:
Число тонов = (Физическое разрешение печатающего устройства/Линиатура)2 + 1, или Размер ячейки 2 + 1.
Чтобы отпечатать изображение с сохранением всех 256 полутонов, требуется полутоновая ячейка с длиной стороны 16. Если оцифрованный оригинал имеет разрешение 300 dpi, то для воспроизведения всех пикселов растрового изображения на печатном оттиске потребуется устройство с разрешением 16*300 = 4800 dpi. Эта величина значительно перекрывает разрешающие способности обычной печатающей техники и достижима только для печатающих устройств самого высокого класса. Поскольку невозможно одновременно получить высокую точность печати и сохранить все оттенки оригинала, то качественная печать- это всегда компромисс между точностью и балансом тонов.
При выборе параметров печати кроме рекомендаций общего характера следует принять во внимание особенности данного изображения. Например, для рисунков бедных тонами можно безболезненно уменьшить размеры полутоновой ячейки. Изображения с ограниченным количеством полутонов часто встречаются в плакатной графике и среди технических рисунков. Чтобы не допустить огрубления изображения, изобилующего мелкими деталями, следует увеличить частоту линейного растра. Обычно к потерям деталей очень чувствительны некоторые виды фотоизображений, карты, чертежи, схемы и др.
Приведем ориентировочные значения линиатуры, которая используется при производстве различной печатной продукции.
Ежедневные газеты печатаются с линиатурой в диапазоне от 70 до 90 lpi.
Новостные журналы - 120 lpi.
Иллюстрированные журналы в зависимости от качества изображений имеют линиатуру от 133 до 150 lpi.
Высококачественные богато иллюстрированные книги - 150 lpi.
Художественные каталоги и фотоальбомы могут иметь 200 lpi.

Как же принципы полутонового растрирования связаны с выбором разрешения сканирования? Во всех устройствах этого типа на один пиксел изображения приходится несколько печатных точек, совокупность которых образует полутоновую ячейку. Это значит, что разрешение сканирования должно быть равно линиатуре печати. Практика немного корректирует этот логически безупречный вывод. Для определения плотности оцифровки следует воспользоваться формулой:
Разрешение сканирования = Линиатура печати * Поправочный коэффициент.
Поправочный коэффициент дает некоторый информационный запас, предназначенный для компенсации потерь при повороте растров и повторной дискретизации изображения. Если к качеству печати не предъявляется повышенных требований, то принимается значение поправочного коэффициента, равное 1,5. Для обработки особо важных образцов можно установить двукратный запас.
Из этого важного соотношения, многократно проверенного на практике и подтвержденного признанными авторитетами в области компьютерной графики, следует обескураживающий вывод для всех компьютерных экстремистов, которые в своей работе руководствуются принципом максимизации разрешения. Даже для самых ответственных случаев, когда оригинал готовится для публикации в глянцевом журнале или высококлассном художественном альбоме, достаточно обработать образец с разрешением 200 lpi *2 = 400 dpi. Максималистские 600 dpi или запредельные 1200 dpi не имеют под собой никаких логических и практических оснований.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:26 | Сообщение # 35
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Выбор разрешения для струйного принтера
Одними из самых распространенных печатающих устройств в наше время являются цветные струйные принтеры. Со времени своего выхода на рынок эти аппараты прошли громадный путь - от первых образцов, перспективы которых вызывали обоснованный скепсис эрудированных технических обозревателей и которые в пользовательских массах получили уничижительное название чернильниц, до современных устройств, дающих фотографическое качество печати и работающих со скоростью лазерного принтера.
Как и в офсетной печати, на одну точку оцифрованного оригинала струйный принтер представляет сочетанием несколько капель красителя, нанесенных на поверхность бумаги. Самыми распространенными в наше время являются струйные -ринтеры, которые печатают четырьмя красками: голубой (Cyan, С), пурпурной Magenta, М), желтой (Yellow, Y) и черной (Black, К). Некоторые принтеры, предна-: наченные для печати фотографического качества, используют шесть красок. В дополнение к четырем основным они снабжаются светло-голубым и светло-пурпурным красителем. Существуют струйные принтеры с еще более обширным цветовым оснащением, выполняющие предварительную грунтовку бумаги перед печатью и наносящие глянцевый или защитный слой после ее окончания.
Первые модели принтеров использовали принципы полутонового растрирования в их классическом виде. Опыт эксплуатации этих приборов показал высокие возможности технологии струйной печати и ее значительную гибкость. Уменьшение размеров капли и усложнение алгоритмов управления печатающей головкой позволили реализовать методики получения цвета, которые существенно отличаются от заполнения полутонового растра. Печать каплями переменного размера, нанесение нескольких точек красителя на одно место, изощренные схемы псевдосмешения - все эти технологические нововведения приближают струйные принтеры к категории печатающих устройств с непрерывной передачей тона. Ведущие производители струйных принтеров применяют фирменные технологии повышения качества печати, принципы действия которых остаются интеллектуальной собственностью их разработчиков или защищаются патентами.
Для струйных принтеров недоступен тот идеологический комфорт, который гарантировала формула подсчета разрешения для устройств, работающих по классической схеме полутонового растрирования. В этом случае рекомендации по выбору оптимального разрешения сканирования невозможно выразить лаконичной формулой, поскольку алгоритмы управления печатью струйников разных производителей значительно отличаются друг от друга. Достоверные данные можно получить на основе экспериментов или использовать рекомендации фирмы-производителя.
Фирма Epson предлагает на рынке несколько линеек струйных принтеров разного класса: офисных, фотопринтеров, широкоформатных принтеров и устройств, предназначенных для выполнения цветовых проб. Для выбора разрешения сканирования оригиналов, печать которых будет выполняться на цветных струйных принтерах полупрофессионального уровня и фотопринтерах, фирма советует пользоваться правилом «третьей части». Это значит, что оцифровывать изображение следует с плотностью, которая составляет третью часть от разрешения печати.
Например, если для печати выбирается 720 dpi, то сканировать следует с разрешением 720 / 3 = 240 dpi. С увеличением разрешения печати эту долю следует уменьшать до одной четвертой. Например, для печати с разрешением 1440 dpi и выше можно установить плотность оцифровки, равную 1440 / 4 = 360 dpi.
Для струйных принтеров марки IRIS производитель-фирма Scitex рекомендует пользоваться следующей расчетной формулой:
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:26 | Сообщение # 36
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Разрешение сканирования = Линиатура * 0,75.
Это дорогие устройства, которые используются для получения пробных цветных оттисков в типографиях и пресс-бюро. Надо полагать, что производитель этого редкого в нашей стране оборудования приводит информацию о линиатуре печати. Для обычных струйных и лазерных принтеров эти данные часто бывает трудно установить.
Известный специалист в области компьютерной графики W. Fulton приводит следующие эмпирические правила выбора разрешения, основанные на анализе обширной статистики использования компьютерной периферии. Для струйных и лазерных принтеров с разрешением печати от 300 до 600 dpi целесообразно выбирать плотность оцифровки от 100 до 120 dpi. Если устройство печати имеет разрешение от 600 до 720 dpi, то плотность можно довести до 120 - 240 dpi. Легко заметить, что эти рекомендации не противоречат правилу «третьей части» фирмы Epson, а при приближении к верхним границам числовых диапазонов полностью с ним совпадают.
Современные струйные принтеры используют в своей работе весьма изощренные алгоритмы печати. Они способны продуцировать оттиски такого качества, которые по визуальной оценке не уступают фотографическим снимкам. Существует некоторый числовой порог, за которым качество печати не демонстрирует непосредственной зависимости от повышения разрешения сканирования. Практика полностью подтверждает этот аналитический вывод. Для большинства моделей цветных струйных принтеров этот порог лежит в диапазоне от 240 до 300 dpi.
В сетевых публикациях часто можно встретить утверждение о том, что разрешение сканирования должно составлять целую часть от выбранного разрешения печати. Как это часто бывает в WWW, данный совет приводится без ссылки на источник или автора. Это требование представляется обоснованным, в его защиту можно привести несколько рациональных аргументов. Разрешения современных струйников образуют два нормальных числовых ряда, один из них образуют делители числа 2400, другой - 2880. Для любой линейки принтеров можно подобрать подходящее значение из диапазона от 240 до 300 dpi, в котором лежит эмпирически найденный оптимум разрешения.

Важно! Все приведенные в этом разделе правила и рекомендации относятся к цветной и полутоновой печати. В этих режимах тон и цвет пикселов изображения эмулируется посредством некоторой регулярной или нерегулярной сетки из точек краски или тонера, которую наносит принтер. Печать в черно-белом режиме выполняется иначе. Между пикселами изображения и точками бумаги существует, как говорят математики, взаимно-однозначное соответствие. В этом режиме принтер работает на полную мощность, поэтому сканировать следует с тем разрешением, которое выбрано для печати.

Выбор разрешения для устройств с непрерывной передачей тона
Имитация пикселов изображения посредством растрирования - это не единственный способ передачи цветов и тонов в печатном производстве. Существуют многочисленные печатные устройства, работающие на основе принципа непрерывной передачи тона (contone devices). Эти различные по своему принципу действия устройства передают тоновые переходы и цветовые градации непосредственно, не используя для этих целей растры и шаблоны печатных точек.
В категорию приборов с непрерывной передачей тона попадают сублимационные и термовосковые принтеры, струйные принтеры с переменным размером капли, цветные копиры, устройства записи на фотопленку и пр. Все более популярными становятся принтеры, которые выводят цифровое изображение непосредственно на традиционные фотоматериалы.
Рассмотрим принцип действия сублимационных принтеров. В этих устройствах красящая лавсановая лента прижимается к бумаге и нагревается. Нагретые красители, минуя жидкую стадию, переходят в газообразное состояние и в результате диффузии проникают в покрытие бумаги.
Сублимационные принтеры позволяют добиться точной цветопередачи и корректно воспроизвести плавные цветовые переходы с широкой гаммой оттенков. Принтеры хуже справляются с печатью текста, прямых линий и цветовых областей с резкими границами. Это дорогие и малотиражные устройства, требующие для печати специальной бумаги с полиэфирным покрытием. Применяются они главным образом для получения пробных оттисков цветных изданий перед передачей их в типографию и для печати фотографий в домашних фотостудиях.
В сублимационных принтерах используются различные химические составы красящего вещества. Существуют печатающие устройства с красителем, созданным на основе воска и его производных. Иногда такие принтеры называют термовосковыми, что служит причиной многочисленных недоразумений, поскольку то же название носят печатающие устройства, построенные на совершенно других физических принципах.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:27 | Сообщение # 37
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
В малотиражной полиграфии получили распространение принтеры на твердых чернилах. Их принцип действия напоминает хорошо известную технологию капельной печати. Вместо жидких чернил струйных принтеров здесь используется твердый краситель на восковой или каучуковой основе. Специальный нагреватель расплавляет воск, который в жидком состояние подается в специальный резервуар. В нем жидкое состояние красителя сохраняется при помощи еще одного нагревателя в течении всего времени работы принтера. Печатающая головка откачивает из резервуара небольшую порцию чернил и через систему дюз наносит ее на барабан, который прокатывает изображение на бумаге. Некоторые модели принтеров обходятся без промежуточного барабана, а переносят краситель непосредственно на бумагу. Здесь присутствуют тепло и воск, поэтому неудивительно, что эти устройства также называют термовосковыми принтерами.
Принтеры на твердых чернилах не могут создавать цвет одной точки непосредственно, подобно сублимационным печатающим устройствам. Они имитируют оттенки посредством сложного узора печатных точек, т. е. используют технику псевдосмешения. Расчет разрешения сканирования оригиналов, предназначенных для печати на принтерах с твердыми чернилами, выполняется по методике струйных принтеров.
В основе устройств с непрерывной передачей тона лежат совершенно различные физические эффекты, но существует несколько особенностей, общих для всех принтеров этого класса, например невысокое разрешение печати. Оно, как правило, не превышает 200-400 dpi. Однако высокая плотность наносимых точек и богатая цветовая палитра позволяют получать печатные копии высокого уровня, сравнимые по качеству с цветными репродукциями, отпечатанными с максимальным разрешением.
Устройства с непрерывной передачей тона каждому пикселу изображения ставят в соответствие печатную точку требуемого тона и цвета. Поэтому разрешение сканирования следует рассчитывать по формуле:
Разрешение сканирования = Разрешение печати * Коэффициент масштабирования.
Если разрешение печати приближается к 300, то требования к оцифровке можно немного снизить. Для расчета разрешения сканирования можно воспользоваться Формулой:
Разрешение сканирования = 0.75 х Разрешение печати х Коэффициент масштабирования.
Выбор разрешения для вывода на экран
Во многих ситуациях оконечным устройством вывода является монитор компьютера. Так, для просмотра на экране предназначены сетевые публикации, узлы и странички Интернета, мультимедийные и гипермедийные приложения, интерактивные обучающие курсы и пособия и пр. Разработчики таких продуктов иногда предоставляют возможность вывода их на печать, но твердые копии сетевых и мультимедийных изданий получаются, как правило, со значительными искажениями и потерями качества.
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:27 | Сообщение # 38
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
получаются, как правило, со значительными искажениями и потерями качества.
Компьютерные мониторы, построенные на основе электронно-лучевой трубки или матрицы жидких кристаллов, по своему принципу действия принципиально отличаются от любого устройства печати. Для описания техники цветообразования принтеров используется субтрактивная четырехкрасочная модель CMYK. Адекватное представление цвета мониторов дает аддитивная модель RGB, координатами которой являются красный (Red, R), зеленый (Green, G) и синий (Blue, В) цвета. При выводе на экран не используется алгоритмов растрирования и псевдосмешения. Пикселы изображения представляются точками экрана по принципу взаимно-однозначного соответствия, поэтому мониторы относятся к устройствам с непрерывной передачей тона. Компьютерные мониторы не могут похвастаться высокими значениями разрешения. Даже модели профессионального класса, обладающие предельными размерами и пикселами минимального размера, не могут сравниться в этом отношении с заурядным офисным принтером. Простые расчеты показывают, что 180 dpi - это недостижимый максимум для любой современной технологии создания изображения на экране. Если принять во внимание все перечисленные особенности, то становится понятным, что для расчета экранного разрешения сканирования не годится подход, который использовался для принтеров разного типа.
Очень часто встречается сакраментальное значение в 72 dpi как единственно возможное разрешение для представления изображения на экране. Этот совет -один из самых устойчивых мифов компьютерного мира. С удивительным постоянством он повторяется в сотнях печатных и сетевых публикаций различного уровня и тематики. Самые солидные ресурсы и авторы приводят его без малейшей попытки критического анализа. Подобно шаблонной футбольной схеме «проход по краю и навес в штрафную», которая воспроизводится в тысячах игровых эпизодов, тезис постоянно повторяется на страницах компьютерной периодики. Попробуем проверить его обоснованность.
В качестве основания этой рекомендации называют, чаще всего, разрешение компьютерного монитора. Принимается, что это число равно 72 dpi. Если оцифровать оригинал с такой же плотностью, то его экранное представление будет иметь размеры, совпадающие с исходными. С точки зрения логики это заключение безупречно, усомниться можно только в исходной посылке.
Типичный современный 15-дюймовый монитор имеет следующие технические характеристики: размер видимой области - 14 дюймов и соотношение ширины и высоты- 4:3. Обычно при работе с таким экраном устанавливают 800 точек по горизонтали и 600 - по вертикали. Простой расчет с использованием элементарных знаний из школьной геометрии и арифметики позволяет найти абсолютную ширину экрана. Она равна 4/5 от размера диагонали видимой части экрана, т. е. 14*4/5 = 11,2 дюйма. Теперь разрешение легко найти делением общего числа точек по горизонтали на ее абсолютную длину 800 /11,2 = 71,42871, т .е. почти 72 dpi.
На первый взгляд все сходится, расчет подтверждает исходное предположение. Проверим мониторы с другими размерами экрана. Исходные данные и результаты расчетов приведены в следующей таблице. Она показывает, что истинное разрешение монитора может значительно отличаться от канонических 72 dpi.
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:28 | Сообщение # 39
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Если принять во внимание нестандартные установки, например 800 * 600 на 21-дюймовом экране или сравнительно редкое разрешение 1152*864, то разброс возможных значений разрешения будет еще больше. Они равномерно заполняют диапазон от 40 до 165 dpi и не демонстрируют при этом ни малейшего тяготения к сакраментальным значениям 72 или 96 dpi.
Почему же миф о безальтернативности этих магических чисел получил столь _нрокое распространение? Самое распространенное объяснение гласит, что подобие разрешение имели первые модели Macintosh. В области обработки графики эти не пулярные компьютеры не имели в свое время полноценной альтернативы среди персоналок, поэтому они основали традицию пересчитывать на 72 dpi все изображения, предназначенные для просмотра на экране.
Существует еще одно, более технологичное объяснение этого феномена. Если раззрешение изображения и монитора не совпадает, то размеры экранного образа могут отличаться от исходных. Оригинал, оцифрованный с плотностью 72 dpi, будет иметь меньшие габариты при отображении на экране с разрешением 100 dpi, а на экране в 60 dpi он будет выглядеть больше своих истинных размеров.
В ряду возможных экранных разрешений число 72 занимает центральную позицию; оно расположено в середине числового диапазона. Это значит, что изменение плотности пикселов монитора в любую сторону от этого рубежа не повлечет радикальной перестройки экранного образа документа.
Данное обстоятельство особенно важно для гипертекстовых страниц, публикуемых во Всемирной сети, поскольку изменение размеров графических вставок может привести к существенной модификации макета документа. Увеличение размеров графики влечет за собой использование скроллинга - приема просмотра, который единодушно порицается всеми исследователями в области инженерной психологии.
Уменьшение габаритов графики не приведет к немедленному краху проекта, поскольку в отношении этого преобразования гипертекстовые страницы демонстрируют более высокую устойчивость. Но нарушение пропорций и потерю взаимосвязей между отдельными частями виртуального проекта можно предотвратить только благодаря использованию специальных мероприятий.
Совсем не случайно, что подлинное значение разрешения мониторов пришлось определять посредством вычислений. Эта характеристика лишь косвенно отражает технические свойства подобных устройств. Она не входит в число параметров, которые обычно указывает производитель оборудования в технических паспортах. С точки зрения растровой картинки экран монитора не имеет протяженности, а представляет собой матрицу пикселов. По этой причине для выбора рационального разрешения сканирования оригиналов, предназначенных для показа на экране, в первую очередь следует принять во внимание желательные размеры экранной версии изображения.
Рассмотрим простой пример. Пусть изображение размером 6*4 дюйма оцифровывается с разрешением 100 dpi. После обработки экранная версия будет иметь размер 6 * 100 = 600 точек по горизонтали и 4 * 100 = 400 по вертикали. Как оценить этот массив точек? Это зависит от размеров экрана, выбранного для показа картинки. На мониторе размером 640 * 480 она заполнит почти всю площадь, на экране 1024 * 768 останутся значительные свободные области, картинка займет почти четверть пространства экрана размером 1280 * 1024.
Пусть требуется, чтобы изображение размером 6*4 дюйма занимало ровно половину ширины экрана 640 * 480, т. е. имело ширину 320 пикселов. Тогда его следует оцифровать с разрешением 320 / 6 = 54 dpi. Если по условию задачи изображение должно заполнить экран 800 * 600 по высоте, то его следует сканировать с разрешением 600 / 4 = 150 dpi.
Итак, чтобы выбрать рациональное разрешение сканирования изображения, предназначенного для демонстрации на экране, требуется дать ясный ответ на два вопроса:
Каковы размеры сканируемого оригинала?
Какую часть экрана должно занимать оцифрованное изображение?
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:29 | Сообщение # 40
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Если на первый вопрос почти всегда удается дать ясный ответ, то решение второй задачи связано с многочисленными факторами неопределенности. Главным из них является размер экрана конечного пользователя. Если нет достоверной информации о категории потребителей разработанного продукта, то целесообразно ориентироваться на экраны самого маленького размера, состоящие из 640 * 480 пикселов.
Рассмотренная рекомендация оказывается полностью состоятельной только в среднем случае, когда вычисленное разрешение попадает в центральную часть некоторого диапазона технически доступных и логически обоснованных плотностей.
Пусть, например, требуется превратить изображение значительного размера в экранную пиктограмму. Для определенности примем значения оригинала, равными 6 * 4 дюйма и будем считать, что пиктограмма должна иметь размер 42 * 28 точек. Расчет по любой из сторон (42 /6 = 7 dpi, 28 / 4 = 7 dpi) дает очень маленькие значения разрешения. Понятно, что такой плотности оцифровки совершенно недостаточно для получения изображения приемлемого качества.
Рассмотрим пример, противоположный по соотношению размеров оригинала и его экранной версии. Пусть сканируется маленькое изображение (0,5 * 0,5 дюйма) и требуется получить большой образ (1024 * 1024). Такой оригинал должен быть обработан с разрешением 2048 dpi, что заведомо превосходит оптическое разрешение любого сканера среднего класса.
Эти предельные примеры расположены на границах того пресловутого «среднего случая», в который «вписывается» большая часть ситуаций, встречающихся на практике. Для них, по всей видимости, лучшим выходом будет использование приема повторной дискретизации. Если рассчитанное разрешение выходит за границы допустимого диапазона, то следует оцифровать оригинал с плотностью, которая гарантирует достаточное качество экранной версии, а затем средствами редактора Photoshop задать такие размеры и разрешение, которые решают поставленную задачу. Все необходимые технические средства предоставляет команда Image Size . Работа с этой командой подробно рассмотрена в разделе «Масштабирование и дискретизация в Photoshop».

На заметку! Никакие спекулятивные размышления и умозрительные выкладки не могут заменить экспериментов. Что лучше: сканировать оригинал с разрешением 90 dpi или оцифровать его с плотностью 270 dpi, а затем уменьшить размеры экранной версии на треть? Предпочесть один из вариантов можно только опытным путем.

А не слишком ли громоздкая техника предлагается для решения такой сравнительно несложной задачи? Описанная методика и принцип, опирающийся на магическое число 72 dpi, соотносятся друг с другом примерно как прогноз и предсказание. Чтобы узнать погоду на следующий день, можно рассчитать систему дифференциальных уравнений или просто положиться на состояние дедушкиного радикулита. Во многих случаях оба метода дадут одинаковые результаты. Для обеспечения бесперебойной работы аэропорта дедушкины показания будут признаны неубедительными, а интегрирование дифуравнений для выбора формы одежды -процедура очевидно избыточная.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:31 | Сообщение # 41
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Теоретические основы цветоведения

Вне зависимости от научной обоснованности эволюционной гипотезы ее основные постулаты легко принимаются на веру, поскольку обладают всеми внешними признаками добротной научной теории. Приняв на веру постулаты дарвинизма, придется согласиться с тем, что за много лет эволюции человека его глаз приспособился к восприятию цветовой информации в тех природных условиях, которые предлагает среда обитания нашего биологического вида. Из этого вытекает ряд особенностей, которые делают наше зрение отличным от любой оптической системы в природе или техносфере. Например, любой наблюдатель заметит малейшую цветовую фальшь в пейзажной фотографии и охотно согласится с привлекательной синтетической композицией со значительным цветовым диссонансом.
Несмотря на все успехи в области цифрового цвета, дизайнер или художник остается верховным арбитром, от решения которого зависит технология обработки цветного изображения. Чтобы в процессе подготовки цветных публикаций принимать корректные управленческие решения, следует учитывать особенности восприятия цвета глазом человека.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:31 | Сообщение # 42
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Дефекты цветового восприятия

Всем известны такие дефекты зрения, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Они учитываются общественным сознанием и кодифицированы в установлениях различного рода. Существуют правовые нормы, которые ограничивают дееспособность людей с этими дефектами зрения. Недостатки цветового восприятия известны намного меньше. Исключением является дальтонизм, про который, видимо, слышали все. Известность этого термина в немалой степени объясняется его высокой цитируемостью в кроссвордах и сканвордах, но объективные исследования показали, что число людей, страдающих дальтонизмом, оказалось неожиданно велико. Почти каждый десятый человек на планете не способен различать цветовые оттенки в большей или меньшей степени!
Дальтонизм - это не единственная аномалия цветового зрения человека. Можно привести обширную выборку медицинских диагнозов, относящихся к нарушениям цветового аппарата, но убедительность цитаты не находится в прямой зависимости от ее длины. Трудно оспорить тот факт, что должны существовать профессиональные ограничения для людей с аномалиями цветового восприятия. Индивидуум с большими диоптриями не может работать часовщиком или претендовать на профессию нейрохирурга. Наличие дихроматопсии или протаномалии у дизайнера делает сомнительными все его заключения и рекомендации в области допечатной подготовки цветных публикаций высокого качества.
Физиологи и специалисты в области психологии разработали несколько тестовых испытаний, предназначенных для проверки зрения человека на наличие дефектов цветовосприятия. Наиболее распространенным в сфере графического дизайна является тест Farnsworth-Munsell 100. Он не производит сложных колометрических измерений, а позволяет обнаружить отклонения испытуемого от нормы цветовосприятия средствами простых проверок.
Имеются различные реализации этого теста, обычно он существует в форме некоторого набора, напоминающего настольную игру. Он состоит из цветовых образцов, которые разбиты на четыре группы, в каждую из них входит по 21 цветовому экземпляру.
Цветовые образцы представляют собой цилиндры, которые по своим габаритам близки обычным шашкам. Верхние части цилиндров окрашены различными цветовыми оттенками, нижние части пронумерованы. Задача испытуемого - расставить цилиндрики по критерию цветового подобия. После того как все фишки отсортированы, требуется сравнить номера серий с образцами, которые хранятся в таблицах, или :-вести данные в обрабатывающую программу. По расхождениям с эталонной последовательностью можно судить о наличии аномалий цветовосприятия испытуемого.
Тест Ishihara состоит из набора специально разработанных изображений, у которых на хаотичном фоне нарисована простая фигура или нанесен некоторый регулярный узор. Эти изображения предлагаются для просмотра испытуемому, который должен распознать узор или рисунок. По результатам испытания можно диагностировать большую часть хроматических аномалий человека.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:32 | Сообщение # 43
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Яркостная чувствительность

Физиологами и оптиками давно установлен факт избирательной чувствительности человеческого зрения к волнам различной длины. В упрощенном изложении, без привлечения графиков чувствительности палочек и колбочек, это значит, что в обычных обстоятельствах человек хорошо воспринимает зеленый цвет, несколько хуже - красный и хуже всего - синий цвет.
Это фундаментальное положение физиологии зрения человека, из которого следует ряд важных практических следствий. Во-первых, составляющие цветного изображения вносят разный вклад в ощущение яркости. Во-вторых, максимальная чувствительность зрения человека лежит в желто-зеленой области спектра.
Низкая чувствительность зрения в синем диапазоне видимого спектра хорошо объясняет то, что синяя окраска фона в большинстве случаев удачно сочетается с цветными диапозитивами различного содержания и цветовой гаммы. Идеальные условия для восприятия документа дает печать черного шрифта на белом фоне. Если шрифт белого цвета нанести на синий фон, то в силу отмеченного обстоятельства фоновая часть изображения отчасти потеряется. В результате будет доминировать шрифт или другие фрагменты изображения с иной окраской.
Избирательная чувствительность зрения является экспериментально подтвержденным фактом. Более того, исследователи в области психологии зрительного восприятия провели многочисленные тесты для получения количественных оценок вкладов отдельных цветовых составляющих. Установлено, что для большинства людей доли цветовых координат распределяются следующим образом: 59 % - зеленый, 30 % - красный и 11 % - синий цвет. Иными словами, если известны яркости зеленой, красной и синей составляющих, то суммарную яркость нельзя получить простым суммированием. Ее следует вычислять по формуле
Яркость = 0,59 * Зеленый + 0,3 * Красный + 0,11 * Синий.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:32 | Сообщение # 44
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Хроматическая адаптация


Легко предсказать последствия следующего эксперимента. Пусть имеется некоторая сцена или цветное изображение, которые наблюдаются при фиксированных условиях освещения, например при дневном свете. Что произойдет, если резко изменить условия освещения, например заменить естественный свет искусственным флуоресцентным источником с заметным сдвигом в сторону зеленой части спектра. Спустя некоторое время наблюдатель будет видеть сцену в тех же красках, что и прежде. Голубое платье останется голубым, а шляпка красного цвета сохранит свой первоначальный цвет, несмотря на явное противоречие объективным физическим законам.
Явление, которое проиллюстрировал этот мысленный эксперимент, называется хроматической адаптацией. Это способность системы зрения человека приспосабливаться к изменившимся условиям освещения и сохранять неизменными исходные цвета объектов сцены или элементов изображения. Дарвинисты утверждают, что эволюция -это накопление полезных признаков; наверное, этим качеством обладает и свойство хроматической адаптации. Но в области предпечатной подготовки цветных изданий она создает немало проблем для дизайнеров и полиграфистов.
Человек не в силах приказать своему мозгу остановить процесс адаптации, то можно, по крайней мере, исключить основные источники ошибок при принятии ответственных решений по управлению цветом. Вся предпечатная подготовка цветных публикаций должна проходить в условиях освещения, основные параметры которого находятся под полным контролем. Не случайно многие препресс-бюро и художественные мастерские имеют специально созданные условия освещения. Это значит, что работа ведется на высококачественных и тщательно откалиброванных мониторах в специально подготовленных помещениях с равномерным неярким освещением и без доступа прямых солнечных лучей. Стены и потолок таких помещений обычно равномерно покрываются светло-серой краской. По тем же причинам следует избегать использования картин, репродукций или любых ярких декоративных элементов, которые могут быть источником искажений цветового восприятия.
Если по каким-то причинам невозможно обеспечить нейтральный фон во всем рабочем помещении, то цветные оттиски исследуют и оценивают в специально подготовленных кабинках, на ограниченных площадях которых намного проще обеспечить стандартные условия освещения. Получили распространение и портативные обстановки, позволяющие выполнить всю необходимую работу по оценке цветового пространства изображения или печатной страницы.
Сходными с хроматической адаптацией причинами объясняется еще один цветовой феномен - метамеризм. Этот эффект проявляется в том, что два цвета выглядят одинаково при одних условиях освещения и представляются наблюдателю совершенно различными в иной световой среде. Сила проявления этого эффекта зависит от множества причин: технологии производства страницы, преобладающего цвета, типа композиции и пр. Известно, что в наибольшей степени метамеризму подвержены полноцветные полиграфические оттиски, в меньшей степени - фотографии. Изображения, отпечатанные на современных струйных принтерах пигментными чернилами, обладают самой большой устойчивостью в этом отношении.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:33 | Сообщение # 45
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Заказные и составные цвета

При обработке изображения в графических программах и настольных издательских системах есть определенная свобода выбора цветовой модели. Можно воспользоваться любой моделью, которая поддерживается данной программой: RGB, HSB или CMYK. Но все репродуцирующие устройства работают в системе CMYK. Поэтому если изображение или цветная публикация создавались в несубтрактивной модели, то перед печатью их следует конвертировать в систему CMYK.
Конвертация изображения из модели RGB или ее производных в CMYK называется цветоделением. Это очень сложный процесс, на результаты которого оказывает злияние множество различных факторов: установки печати, качество бумаги и красок, способ получения черного цвета, алгоритмы преобразования и многое другое. Часто корректное цветоделение не удается выполнить по объективным причинам. Диапазон воспроизводимых цветов системы RGB больше, чем охват системы CMYK, поэтому некоторые оттенки, выходящие за пределы цветового охвата CMYK, не имеют точного выражения в этой системе.
Цвета, которые получаются смешением базовых красок в субтрактивной системе, называются составными или триадными (process color). Составными потому, что получаются смешением основных составляющих, а прилагательное «триадный» находит свое объяснение в технологии печати. Такие цвета получаются в результате трех прогонов печатного станка, и в каждом из них печатная машина наносит требуемое количество желтой, пурпурной и голубой краски.
Даже при самых благоприятных обстоятельствах цветоделение редко удается выполнить без потерь и ошибок. При выводе определенных типов изображений можно обойтись без цветоделения, если использовать для передачи оттенков так называемые плашечные или заказные цвета (spot color). Печать заказных цветов выполняется иначе. Их цвет достигается не смешением базовых красок системы CMYK, а передается непосредственно, за счет использования специально подобранных красителей. Такие красители готовятся заранее и представляют собой смеси определенного химического состава.
Печать заказными цветами в две или три краски оказывается, как правило, дешевле, чем традиционная технология, требующая трех и более прогонов печатного станка. Плашечные цвета позволяют существенно расширить цветовой охват печатного оттиска. Множество цветов и оттенков, которые невозможно получить в системе CMYK, доступны для печати в качестве заказных красок. Так, на страницу можно нанести краситель с флуоресцентным свечением или краску с цветом металла.
Ранние версии Photoshop имели проблемы с поддержкой заказных цветов. Последняя редакция программы располагает всеми необходимыми средствами для профессиональной работы с красками такого рода. Информация о плашечном цвете хранится в отдельном канале, к которому могут быть применены все корректирующие команды и инструменты программы без каких-либо принципиальных ограничений.
Заказные цвета стандартизованы и объединены в библиотеки, в которых каждый цвет представлен образцом и именем или номером. Если дизайн-бюро и типография пользуются одной библиотекой, то для корректного вывода цветной публикации достаточно снабдить ее ссылками на используемые цвета библиотеки. Самым популярным в полиграфии является семейство библиотек фирмы PANTONE, которое включает в себя краски для печати на специальных видах бумаги, текстильные и металлизированные краски, краски типа «электрик» и др. Photoshop поддерживает большую часть библиотек PANTONE и несколько других библиотек (TOYO, FOCOL-TONE, TRUMATCH). Следует отметить, что часто составные и заказные цвета смешиваются, а иногда даже заказные цвета разных библиотек мирно «уживаются» в одной публикации.
Самые представительные библиотеки содержат не более десяти тысяч цветовых образцов. Это число далеко от одного миллиона цветов, доступных в системе CMY и, конечно, не покрывает потребностей RGB, с ее 16 миллионами оттенков. Применение ; плашечных цветов в публикациях с широким цветовым диапазоном может привести к огрублению цветовой гаммы. Каждый плашечный цвет печатается в типографии на отдельной форме и требует отдельного прогона печатного станка, поэтому с увеличением числа плашечных цветов стремительно растут накладные расходы печати.
В высокой полиграфии нашли применение различные системы HiFi Color (цвет высокой пробы), в которых составные цвета получаются в результате смешения большего числа красок (шести, семи или восьми). Для генерации живых и ярких оттенков в области красных, зеленых и синих тонов к четырем основным добавляются дополнительные цветовые координаты. Примерами таких систем являются Hexach-rome фирмы PANTONE и Hypercolor фирмы DuPont.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:33 | Сообщение # 46
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Управление цветом

Разговоры о системах управления цветом ведутся уже не один десяток лет. На глазах одного поколения разработки вышли из экспериментальной стадии и превратились в реальный факт промышленной политики. Если первые версии систем управления цветом не принимались всерьез даже их создателями, то сейчас ни один серьезный компьютерный дизайнер не может рассчитывать на успех без знания основных принципов этой цифровой технологии.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:34 | Сообщение # 47
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Профили ICC

Профиль - это документ, описывающий свойства прибора при передаче или отображении цвета. Правила формирования профилей описываются в стандарте международного консорциума по свету (ICC). Это открытый документ, который доступен в сети по адресу www.color.org. Стандарт адресован разработчикам; это сложный технический текст на английском языке, труднодоступный неспециалисту.
Описание профиля устройства начинается с заголовка. В нем указывается тип устройства отображения (сканер, монитор, принтер и пр.), рекомендуемый модуль управления цветом, вид входного и выходного цветового пространства и другая техническая информация, необходимая для описания свойств устройства цветовоспроизведения. Основной объем профайла занимают таблицы пересчета координат цветовых пространств. Кроме того, включается разнообразная служебная информация, которая объясняет системе управления цветом правила обращения с данным устройством.
Профили используются на всех стадиях разработки цветных публикаций.
Профиль сканера описывает то цветовое пространство, в терминах которого прибор описывает RGB-данные, полученные от светочувствительных элементов. Профиль сканера может быть внедрен в каждое оцифрованное изображение или применен к нему после открытия изображения в Photoshop.
Профиль монитора характеризует свойства RGB-пространства калиброванного монитора. В любой технологии обработки цифровой графики калиброванный и профилированный монитор играет ключевую роль. Без надлежащей подготовки монитора теряют всякий смысл разговоры об управлении цветом и получении достоверных результатов.
Выходной профиль описывает параметры цветовоспроизведения оконечного печатающего устройства. Обычно принтеры и печатающие станки работают в системе CMYK, но встречаются устройства, для описания которых применяется система RGB. Использование выходных профилей позволяет получить оттиски высокого качества на печатном оборудовании разного типа.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:34 | Сообщение # 48
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Рассмотренные профили описывают поведение реальных физических устройств: сканеров, мониторов и принтеров. Стандартами ICC предусматривается использование профилей для связок устройств, работающих совместно, и профилей абстрактных приборов, описывающих различные цветовые пространства.
Профили получили полную поддержку производителей компьютерной периферии. В наше время трудно рассчитывать на коммерческий успех продукта, не оснащенного точным описанием его цветовых свойств. Некоторые высококачественные сканеры и принтеры снабжаются несколькими профилями, рассчитанными на работу в разных условиях. Например, для точного цветовоспроизведения на матовой и глянцевой бумаге принтер может использовать разные профили.
Предустановленные фабричные профили часто имеют ограниченную применимость в реальных условиях. Среда, в которой производитель выполнял калибровку прибора и измерение его цветопередачи, может радикально отличаться от действительных эксплуатационных условий. Если для мониторов и сканеров иногда удается стандартизовать параметры рабочей среды, то для устройств печати это сделать намного сложнее. Так, мощным возмущающим фактором для струйных принтеров является качество чернил, которые отличаются ограниченным сроком годности и высокой долей поддельных картриджей.
Чтобы обеспечить надежную цветопередачу в процессе подготовки цветных изданий, часто приходится использовать заказные профили. Это описания, которые создаются пользователем и учитывают все особенности реальной производственной ситуации. С технической точки зрения это несложная процедура, но она требует определенных технических ресурсов и денежных вложений.
Если ограничиться главными составляющими этой технологии, то для построения качественного профиля устройства требуются специальные измерительные приборы (колориметры и спектрофотометры) и программное обеспечение, предназначенное для обработки результатов измерения.
Рынок программного обеспечения предлагает множество различных программ-профайлеров. С одной стороны, это профессиональные пакеты стоимостью несколько тысяч долларов, например MonacoProfiler 3.2 или CompassProfile. С другой стороны, существует совершенно бесплатное программное обеспечение, которое входит в комплект поставки некоторых марок компьютерной периферии. Примером такой программы является пакет Colorflc, разработанный фирмой E-Color.
 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:35 | Сообщение # 49
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Инструменты для измерения цвета

Важнейшим условием создания качественного заказного профиля устройства отображения цвета является точное измерение цветовых параметров. В последние несколько лет в отрасли, занимающейся разработкой и выпуском измерительных приборов, наблюдаются тенденции, сходные с направлением развития всей компьютерной периферии. Во-первых, это снижение стоимости приборов, во-вторых, упрощение их правил эксплуатации. Если раньше цена качественного спектрофотокамера могла доходить до нескольких сотен тысяч долларов, а для работы с ним требовался дипломированный специалист в области оптики, то сейчас эти устройства стали широкодоступными по цене и эксплуатационным нормам.
Весь парк измерительного оборудования можно разбить на три группы: денсиметры, колориметры и спектрофотометры. Самыми простыми по техническому устройству и правилам эксплуатации являются денситометры. Они не дают полной информации о цветовых параметрах оригинала; обычно эти приборы считывают значение оптической плотности в точке или небольшой области, ограниченной несколькими пикселами. Некоторые модели высокого уровня могут выполнять простую статистическую обработку массива данных, а также контролировать баланс серого, ахроматичность и некоторые другие характеристики оригинала. Колориметры представляют более развитый класс измерительных приборов, поскольку они способны снимать информацию о значениях красного, зеленого синего цвета в каждой пробной области. Некоторые аппаратные калибраторы мониторов представляют собой колориметры, снабженные специальным программам обеспечением и приспособленные для работы в специфических условиях компьютерного дисплея.
Самыми сложными, точными дорогостоящими приборами измерения цвета являются спектрофотометры. Это приборы, предназначенные для регистрации интенсивности излученных, отраженных и поглощенных световых потоков. Регистрируемую часть спектра он разбивает на несколько коротких поддиапазонов обычно от 16 до 256) и меряет интенсивность излучения в каждом из них. Спектрофотометры дают самую подробную информацию о цветовых свойствах изображения. поскольку они оперируют со спектральным составом цвета. Данные распределении световых волн различной длины могут быть преобразованы в любую другую удобную форму, например цветовое пространство.
До последнего времени спектрофотометры были сложными и дорогими приборами; работу с ними могли позволить себе только крупные издательства, фирмы или препресс-бюро. Сейчас ситуация меняется, на рынке появились сравнительно недорогие приборы, доступные небольшим творческим коллективам и рекламным фирмам. Такие устройства, например, выпускают фирмы X-Rite и DataColor. Профилирование любого технического устройства, репродуцирующего цвет, выполняется по единой схеме — измерение отклика прибора в ответ на некоторое эталонное воздействие. Так, аппаратный калибратор монитора посылает на вход видеосистемы компьютера известный RGB-сигнал, а затем использует колориметр для измерения показанных монитором значений цвета. Расхождение между эталонным и зарегистрированным сигналом - это характеристика монитора, которая должна быть записана в профиль данного устройства. По такой же схеме выполняется профилирование печатающих устройств. Выводится на печать эталонная картинка, которая содержит образцы цвета с заранее известными координатами. Отпечатанная версия обрабатывается спектрофотометром и сравниваются исходные и полученные данные. Все обнаруженные разночтения записываются в профиль печатающего устройства.

 
АЦТЕКДата: Вторник, 05.05.2009, 22:36 | Сообщение # 50
Главный Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Награды: 20
Репутация: 20
Статус: ушёл за хабаром
Статус сообщение:
За любовь народа За активное общение За активное общение За активное общение За активное общение
Создание профиля монитора

Профилирование монитора можно сравнить с созданием технического паспорта, который описывает особенности воспроизведения цвета этого устройства. Калибровка монитора- это приведение технических характеристик прибора в соответствие с некоторым корпоративным или общеотраслевым стандартом. Процедура создания профайла монитора всегда тесно связана с его калибровкой. Следует сначала привести характеристики монитора к некоторому стандартному состоянию и только после этого занести в профиль состояние калиброванного монитора. Практика показывает, что использование стандартного профайла, который поставляется вместе с монитором фирмой-производителем, дает худшие результаты, чем использование нового заказного профиля. Тем более что профилирование монитора- это сравнительно простая процедура, не требующая высокой квалификации и значительных капитальных вложений.
Монитор и принтер- это принципиально различные устройства по физике протекающих процессов. Никакая калибровка не в состоянии сделать эквивалентными цветовые охваты этих приборов. Речь может идти только о более точном отображении RGB-цвета на мониторе и CMYK-цвета на принтере. Только при этих условиях можно воспользоваться теми преимуществами, которые дает редактор Photoshop при работе с цветными изображениями. Без надлежащей калибровки не дадут достоверного результата команды программы View => Proof Colors (Вид => Цве-топроба) и View => Gamut Warning (Вид => Отображение цветов вне печати).
Изменить цветопередачу монитора можно, только воздействуя на доступные для изменения параметры этого устройства. Обычно к числу таковых относятся яркость, контрастность, сведение, цветовая температура и гамма-функция. При помощи программных или аппаратных средств настройки мониторов создается специальная таблица преобразований, которая называется LUT (от Look up Table). Она содержит сведения о том, как следует изменить входной сигнал монитора, чтобы обеспечить на нем искомые изменения. Таблица загружается в специальный раздел памяти мафического адаптера и выполняет функции своеобразного фильтра. Графический сигнал, подаваемый на монитор, пропускается через этот раздел и преобразуется '- соответствии с данными, записанными в таблицу. Описанная схема позволяет сделать вывод, что способность графической подсистемы компьютера к калибровке ; первую очередь зависит от технических характеристик монитора.
Существует несколько способов калибровки мониторов. Самыми распространенными являются аппаратная и визуальная технология калибровки. Аппаратная калибровка применяется в тех случаях, когда к качеству цветопередачи предъявляются повышенные требования. Монитор снабжается специальной внешней системой, основной частью которой является колориметр. Он изменяет выходной сигнал монитора на эталонный сигнал, который посылается калибратором на вход видеоадаптера. Специальное программное обеспечение, поставляемое вместе : калибратором, обрабатывает разницу между откликом монитора и эталоном и вносит в корректирующую таблицу все необходимые изменения.
Визуальная калибровка не требует дополнительного технического оснащения; :на может быть выполнена при помощи специального программного обеспечения, на основе зрительной оценки оператора. На рынке программных продуктов можно найти много программных утилит, предназначенных для калибровки и профилирования мониторов. На платформе Windows самой известной программой такого класса является Adobe Gamma. Работа с этой утилитой будет подробно рассмотрена в разделе «Калибровка монитора». Визуальная калибровка не предъявляет никаких особых требований, она может быть применена к любой связке монитор-видеокарта.
Калибровка- это не разовая акция, а регулярное мероприятие. Мониторы отличаются значительной нестабильностью своих технических характеристик. Цветовые характеристики этих устройств могут значительно меняться даже в течение одного сеанса работы, колеблются и внешние условия их функционирования. Со временем выгорают зерна люминофора и яркость монитора снижается. Особенно чувствительны к выгоранию точки синего цвета. Это значит, что со временем белый цвет монитора получит легкий коричневый оттенок и понизится общая яркость изображения. Оператор, скорее всего, не заметит происходящих изменений, поскольку его система цветовосприятия просто приспособится к ним, но эти тренды могут иметь решающие последствия для всей системы цветовоспроизведения.

 
Форум » Графика » Photoshop » Adobe Photoshop CS 8
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

Статистика Форума
Информация Последнии темы Лучшии пользователи Пользователи, посетившие сайт за текущий день
Total users: 345
Зарег. на сайте
Всего: 345
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них
Администраторов: 4
Модераторов: 4
Редакторы: 1
Проверенных: 0
Друзья: 0
Пользователей: 333
Сталкеры: 0
Бандиты: 0
Свобода: 1
Долг: 1
Чистое небо: 0
Наёмники: 1
Монолит: 0

Из них
Парней: 320
Девушек: 25
  • COD 2 (4) (1)
  • Король и ШУТ (3)
  • Рок (4)
  • Работа на сайте. (26)
  • Наш клан. (3)
  • Бар "Семь Струн" (3)
  • Монстры Зоны (2)
  • Артефакты (1)
  • Оружие Чистого неба (2)
  • Прохождение игры Clear Sky (3)
  • АЦТЕК
  • Жека-Meister
  • OverDen
  • XaTa6bl4
  • was239
  • NEK-STRELOK
  • Foy
  • Snaypersha
  • nikita_99_77
  • КуВаЛдА








  • LOBSTERA Corporation 2008-2017
    Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения его администрации! Все права защищены. © 2017